Экологичность дорожного покрытия

Мобильный АБЗ SPECO

Шутливое выражение «нет предела совершенству» как никогда применимо к дорожно-строительной отрасли. Сколько бы лет вы ни были заняты в этом деле, все равно можно продолжать узнавать что-то новое и размышлять о чем-то. Эволюция материалов и их спецификаций, совершенствование методов и технологий производства и укладки асфальтобетона привели к появлению целого списка направлений и тем, требующих пристального внимания. И это отлично, потому что сигнализирует о том, что участники процесса не стоят на месте, а принимают вызов и готовы улучшать наши дороги с применением новых технологий и развитием существующих и проверенных.

Отдельным важным разделом подобных изысканий стало понятие «дружественности асфальтобетонного покрытия к окружающей среде». Формулировка длинная и не совсем удобная в использовании, но она достаточно верно определяет точку приложения внимания. Пожалуй, для обобщения вполне допустимо использовать термин «экологичность». Что же вкладывается в понятие экологичности дорожного покрытия и какие шаги следует предпринять для соответствия этому определению?

Тема эта достаточно сложна, многослойна и требует рассмотрения целого ряда понятий. Цель данной статьи как раз и состоит в том, чтобы привлечь к «экологичности асфальта» внимание заинтересованных лиц.

Ученые определяют 4 ключевых фактора экологичности дорожного покрытия:

— взаимодействие с окружающей средой

— взаимодействие с обществом

— экономическая обоснованность

— экплуатационные характеристики

Впрочем, инженеры-практики скажут, что именно четвертый фактор, «характеристики»,  является основой для остальных, и не будут далеки от истины — без качества и надежности дорожных слоев все остальные факторы не будут иметь смысла.

Взглянем на стандартную дорожную ремонтную процедуру — укладка после фрезерования. Если у вас получится увеличить срок службы нового покрытия за счет высококачественных материалов, достаточного количества свежего вяжущего и великолепного уплотнения, то экологичность покрытия вырастет — ведь снизятся расходы на содержание, увеличится межремонтный период, а это приведет к уменьшению воздействия на окружающую среду.

Верно и обратное: использование альтернативного рецепта смеси, подобранного исключительно по его изначальному воздействию на окружающую среду — «зеленого» рецепта — без взвешенной оценки его характеристик, может привести к неожиданным последствиям. С одной стороны, использование в рецептуре вторичных материалов выглядит ответственным и экологичным решением, но с другой — это может привести к раннему появлению трещин, увеличению объема работ по текущему содержанию и ремонту и сокращению межремонтных периодов. Все это может суммироваться в росте использования материалов и оборудования и наращивании объема выбросов в течение жизненного цикла дорожного покрытия. Главный вывод из всего вышесказанного — следует использовать комплексный, «холистический» подход к экологичности асфальтобетонных и иных дорожных смесей.

Фактор качества покрытия в итоге влияет не только на взаимодействие с окружающей средой, но и на экономику, и на общество. Анализ затрат жизненного цикла — это системный подход к определению альтернатив, наиболее эффективных с точки зрения снижения издержек, и срок службы различных рецептур является ключевым параметром в такой оценке.

С точки зрения общества выгодой надежных дорожных одежд являются отсутствие закрытых полос движения, зон ремонта и пробок, а также комфортное и безопасное движение автотранспорта.

Во многих странах специалисты контролирующих организаций предлагают использовать в отношении строительных материалов Экологическую Декларацию Продукции (ЭДП), применяемую для всего производственного цикла, «от лотка до ворот». ЭДП учитывает все потенциальные формы воздействия на окружающую среду на всех этапах существования материала от момента добычи до транспортировки и переработки. Такая ЭДП как правило оперирует номинальными единицами измерения (например, метрической тонной), а не функциональными показателями (например, расчетным сроком службы дорожного покрытия, в котором будет задействован материал).

Одним из важных преимуществ асфальтобетонных смесей является возможность ответственного вторичного использования. Однако, допуск высоких пропорций старого, рециклированного вяжущего (из дорожного и кровельного фрезерата) может привести к высокой хрупкости смесей и их подверженности растрескиванию и расслоению.

С подобными явлениями можно справиться с помощью активаторов (регенераторов) старого битума, балансировки рецептуры путем тестирования и увеличением содержания свежего вяжущего

В заключение необходимо отметить, что экологическая декларация продукции или аналогичный документ могли бы стать полезным инструментом для оценки воздействия материалов на окружающую среду. При этом следует учитывать разные сроки службы сопоставляемых материалов и конечных смесей. Процесс выбора материала с низким углеродным содержанием должен включать в себя анализ жизненного цикла конечного продукта, а не ограничиваться рассмотрением первоначального воздействия.

Не в меньшей степени чем качество сырья и технология укладки на эксплуатационные характеристики дорожного покрытия влияет и асфальтобетонный завод, на котором изготавливается смесь. И неважно, работает у вас европейский, американский или корейский АБЗ, главное — надежность оборудования, точность дозировки, производительность и отличные системы фильтрации. При проектировании и производстве асфальтобетонных заводов SPECO большое внимание уделяется всем вышеперечисленным факторам, что обеспечивает соответствие экологическим стандартам как самого процесса производства, так и асфальтобетонной смеси.    

И пусть дороги будут ровными, а воздух — чистым.

Запрос коммерческого предложения

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку введенных Вами данных. Ваши данные не будут переданы третьим лицам.