Светлое или темное: нужно ли охлаждать дороги?

АБЗ SPECO АР-2000Р

Когда-то в детстве выбежать на нагретый жарким солнцем асфальт босиком и продержаться там дольше всех было настоящим соревнованием. Но, оказывается, раскаленные дороги, дворы и крыши — это не только легкие ожоги, но и куда более серьезные проблемы. Существует обоснованное мнение, что снижение температуры нагрева дорожных и кровельных покрытий может замедлить глобальное потепление. Ученые, занимающиеся данным вопросом, считают, что осветление дорог и крыш в мировом масштабе произведут эффект охлаждения, сопоставимый с отказом всей мира от использования автомобилей в течение 11 лет.

 

Данная теория была представлена в рабочей группе на международной конференции, посвященной вопросам глобального потепления. Идея осветления дорог и крыш большинству участников в тот момент показалась экстремальной, но вместе с тем и выдающейся.

В обычный летний день классические асфальтобетонные дороги могут разогреваться до +80 градусов по Цельсию и даже выше. Накопленное тепло высвобождается в ночное время, приводя к эффекту городского «теплового острова», когда температура на территории города существенно выше пригородных зон.

По статистическим данным ночная разница температур в городе и пригородах может составлять до 7 градусов. Такая динамика оказывает негативное влияние на растительность. Также меняется структура воздушных потоков, что приводит к избыточной загруженности систем охлаждения. Использование дорожных и кровельных покрытий светлых оттенков поможет снизить островной тепловой эффект в городах и будет замедлять глобальное потепление.

На данный момент рассматривалось и тестировалось два основных метода осветления дорог и крыш. Первый из них — обычная покраска в белый цвет. Второй, «прохладное покрытие» — значительно интереснее: это поверхностная обработка синтетическим битумом в смеси с диоксидом титана, недорогим минералом, который часто используется в средствах защиты кожи от солнца. На дороге диоксид титана работает таким же образом, отражая солнечные лучи и защищая поверхность.

«Прохладное покрытие» легко наносится на асфальтобетонную поверхность, не содержит вредных веществ и не загрязняет воздух, улучшает видимость в ночное время и снижает общее количество выбросов. Кроме того, в отличие от стандартного темного дорожного покрытия, которое поглощает 80-95% солнечных лучей, светлая поверхность снижает температуру воздуха и уменьшает количество тепла, передаваемого окружащим зданиям, тем самым сокращая расход энергии для их охлаждения.

Пилотный проект с использованием «прохладного покрытия», запущенный в 2021 году показал следующие результаты по состоянию на 2022-ой год:

— снижение температуры поверхностей в течение всего дня

— снижение средней температуры поверхностей на 5-7 градусов Цельсия по сравнению с традиционным асфальтобетонным покрытием.

— среднее понижение температуры воздуха на 0,5-1 градус Цельсия в ночное время на высоте 180 см по сравнению с воздухом над необработанными поверхностями.

Очень интересные результаты, однако какова же обратная сторона медали?

Польза технологии налицо, процесс крайне прост, но все же «прохладное покрытие» в качестве инструмента борьбы с глобальным потеплением далеко не однозначный выбор.

Ведь солнечные лучи отражаются от белой поверхности и уходят вверх. Куда же они попадают и что делают?

Исследователи получили подтверждение, что лучи, отражаемые в атмосферу, ускоряют процесс глобального потепления, что полностью нейтрализует выгоду от «охлажденных» дорог.

Классические темные смеси, выпускаемые на асфальтобетонных заводах по стандартным рецептам одобрены соответствующими организациями, не требуют изменений цветов дорожной разметки и привычны для водителей. К тому же темное асфальтобетонное покрытие ускоряет таяние льда, что особо важно в российских условиях.

Таким образом, хотя «прохладное покрытие» и несет неоспоримые выгоды для городов и их жителей, по его поводу в отношении глобального потепления и организационных сложностей, есть сомнения.

Время покажет.

Между тем, пока ученые и исследователи ломают копья в поисках новых эффективных решений, классические и проверенные дорожные смеси выпускаются в промышленных объемах по новым ГОСТам на привычных асфальтобетонных заводах.

Если Вы заинтересованы в приобретении асфальтосмесительной установки, предлагаем изучить модельный ряд южнокорейского производителя стационарных и мобильных АБЗ SPECO, представленный на нашем сайте, и связаться с нами, если у вас возникнут вопросы.

Запрос коммерческого предложения

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку введенных Вами данных. Ваши данные не будут переданы третьим лицам.