Когда-то в детстве выбежать на нагретый жарким солнцем асфальт босиком и продержаться там дольше всех было настоящим соревнованием. Но, оказывается, раскаленные дороги, дворы и крыши — это не только легкие ожоги, но и куда более серьезные проблемы. Существует обоснованное мнение, что снижение температуры нагрева дорожных и кровельных покрытий может замедлить глобальное потепление. Ученые, занимающиеся данным вопросом, считают, что осветление дорог и крыш в мировом масштабе произведут эффект охлаждения, сопоставимый с отказом всей мира от использования автомобилей в течение 11 лет.
Данная теория была представлена в рабочей группе на международной конференции, посвященной вопросам глобального потепления. Идея осветления дорог и крыш большинству участников в тот момент показалась экстремальной, но вместе с тем и выдающейся.
В обычный летний день классические асфальтобетонные дороги могут разогреваться до +80 градусов по Цельсию и даже выше. Накопленное тепло высвобождается в ночное время, приводя к эффекту городского «теплового острова», когда температура на территории города существенно выше пригородных зон.
По статистическим данным ночная разница температур в городе и пригородах может составлять до 7 градусов. Такая динамика оказывает негативное влияние на растительность. Также меняется структура воздушных потоков, что приводит к избыточной загруженности систем охлаждения. Использование дорожных и кровельных покрытий светлых оттенков поможет снизить островной тепловой эффект в городах и будет замедлять глобальное потепление.
На данный момент рассматривалось и тестировалось два основных метода осветления дорог и крыш. Первый из них — обычная покраска в белый цвет. Второй, «прохладное покрытие» — значительно интереснее: это поверхностная обработка синтетическим битумом в смеси с диоксидом титана, недорогим минералом, который часто используется в средствах защиты кожи от солнца. На дороге диоксид титана работает таким же образом, отражая солнечные лучи и защищая поверхность.
«Прохладное покрытие» легко наносится на асфальтобетонную поверхность, не содержит вредных веществ и не загрязняет воздух, улучшает видимость в ночное время и снижает общее количество выбросов. Кроме того, в отличие от стандартного темного дорожного покрытия, которое поглощает 80-95% солнечных лучей, светлая поверхность снижает температуру воздуха и уменьшает количество тепла, передаваемого окружащим зданиям, тем самым сокращая расход энергии для их охлаждения.
Пилотный проект с использованием «прохладного покрытия», запущенный в 2021 году показал следующие результаты по состоянию на 2022-ой год:
— снижение температуры поверхностей в течение всего дня
— снижение средней температуры поверхностей на 5-7 градусов Цельсия по сравнению с традиционным асфальтобетонным покрытием.
— среднее понижение температуры воздуха на 0,5-1 градус Цельсия в ночное время на высоте 180 см по сравнению с воздухом над необработанными поверхностями.
Очень интересные результаты, однако какова же обратная сторона медали?
Польза технологии налицо, процесс крайне прост, но все же «прохладное покрытие» в качестве инструмента борьбы с глобальным потеплением далеко не однозначный выбор.
Ведь солнечные лучи отражаются от белой поверхности и уходят вверх. Куда же они попадают и что делают?
Исследователи получили подтверждение, что лучи, отражаемые в атмосферу, ускоряют процесс глобального потепления, что полностью нейтрализует выгоду от «охлажденных» дорог.
Классические темные смеси, выпускаемые на асфальтобетонных заводах по стандартным рецептам одобрены соответствующими организациями, не требуют изменений цветов дорожной разметки и привычны для водителей. К тому же темное асфальтобетонное покрытие ускоряет таяние льда, что особо важно в российских условиях.
Таким образом, хотя «прохладное покрытие» и несет неоспоримые выгоды для городов и их жителей, по его поводу в отношении глобального потепления и организационных сложностей, есть сомнения.
Время покажет.
Между тем, пока ученые и исследователи ломают копья в поисках новых эффективных решений, классические и проверенные дорожные смеси выпускаются в промышленных объемах по новым ГОСТам на привычных асфальтобетонных заводах.
Если Вы заинтересованы в приобретении асфальтосмесительной установки, предлагаем изучить модельный ряд южнокорейского производителя стационарных и мобильных АБЗ SPECO, представленный на нашем сайте, и связаться с нами, если у вас возникнут вопросы.
Офис в Санкт-Петербурге
Офис в Москве
Отправить сообщение
Нажимая кнопку «Отправить сообщение», Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку введенных Вами данных. Ваши данные не будут переданы третьим лицам.
Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность Условия использования
Запрос коммерческого предложения
Нажимая кнопку «Отправить сообщение», Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку введенных Вами данных. Ваши данные не будут переданы третьим лицам.